Цифровой скиталец

Мы живём, пока мы летаем

Вьетнам — 7, треккинг на гору Фансипан

Одна из вещей, которую мы собирались проделать, и в итоге нам это с немалым удовольствием удалось - пеший поход на гору Фансипан (Phan Xi Păng), высочайшую вершину Вьетнама, да и вообще "крышу Индокитая". Она, правда, всего 3143 метра, но для меня и это немало - раньше я в горы не ходил. Поход этот задумывался как треккинг, то есть не требующий специального сняряжения для альпинизма, кроме разве что треккинговых палок. Фансипан не имеет альпинистской категории сложности, и потому для начала мне был в самый раз.

Прошли мы 20 км по GPSу, а набор высоты был 1843 метра. Мой GPS высоту мерит неточно, но можно сказать с уверенностью, что начинали мы примерно с 1943 метров, а добрались до 3143, то есть разница составляет 1200 метров. При этом в дороге немало было и чередований подъёмов и спусков. Не забудьте ещё и про обратный путь!

Vietnam - trekking to Fansipan in one day

EveryTrail - Find the best hikes in California and beyond

Немного фактов. Фансипан находится в 9 км на юго-западе от Сапы, является точкой экотуризма, потому что много разных растений вокруг: аж две тыщи.

Правила поведения в нац. парке

Требуют билет, ходить по дорожкам, слушать оф. лиц, не брать с собой животных и взрывчатки, не разжигать костёр, и защищать окружающую среду.

Начало пути

На Фансипан можно взойти только в сопровождении гида, причём цены не очень радуют: с человека минимум 70 баксов, а с ночёвкой и едой доходит аж до 140. Обычно туры длятся два, и даже три дня, но товарищи решили, что и одного хватит. Я как бы ещё в Латвии просил, чтобы нам удавалось нормально поспать (8.5 часов) и предупреждал, что в горы раньше не ходил. Тем не менее, решили идти за день. Спорить не стал, потому что чувствовал в себе силы, и был уверен, что всё у меня получится. Так оно и оказалось. Разве что на обратном пути я потерял общественную кастрюлю (дорогую), Анину кружку и ложку. Будет мне мораль: не нести больше чужие вещи, а если дорогие - и общественные тоже.

Водитель буса с щенком Фансипаном

По дороге мы сбили собаку, хотя водитель бусика и замедлил ход, когда её увидел. Волноваться, когда она всё же полезла под колёса, не стал, и когда послышался звук "бумс", спокойно поехал дальше, в результате чего мы переехали её ещё раз. Особо впечатлительные тут наверное  ужаснутся, но надо понимать, что во Вьетнаме в любом случае выживут только собаки, которые под колёса не лезут - больно тут места мало. Зато когда приехали на место, он уже позаботился перед отъездом, чтобы щенок не пострадал - дал ему пинка, и тот убежал.

Треккинговые палки в лице бамбуковых срезов можно взять у старта

Надо сказать, что переговоры за то, чтобы цена тура была пониже, были очень бурными, а когда мы ещё и в первый день не пошли, Ня из отеля, и особенно гид, который по нашей милости встал в 4 утра, не очень обрадовались. С другой стороны, мы заплатили немалые деньги (70*3=210 баксов), и имеем право на хороший сервис. Трудно найти баланс между вредностью и отстаиванием своих прав, но надо.

Боженька послал на фаллический указатель пути

Зря послал, у нас gps был, и гид.

Гид по имени Chinh (Чин)

Судя по всему, тур нам организовывала компания https://www.vietnamnomadtrails.com/. Но разницы, наверное, немного. В нашем туре не было ночёвки, носильщика еды, а был только гид, молодой (18 лет) парень Чин, ещё школьник, фактически. Говорил он на английском с большим акцентом, ну и сложных конструкций не понимал, поэтому я уже тогда приноровился говорить на пиджине, то есть упрощённом, без грамматики, английском. Потом я местами по привычке даже перебарщивал, ведь английский в городах всё-таки местами знают.

Учитывая, правда, что Чин - простой деревенский парень, его знание английского вызывает немалое уважение. Я в 18 лет знал буржуйский так же, если не хуже. С Чином мы подружились, и поговорили о жизни во Вьетнаме. Он сказал, что очень рано вставать не любит, (это требуется для похода на Фансипан за один день). Ещё сказал, что деньги, которые он зарабатывает, будучи гидом, достаются нелегко ("this is no easy money"). Учитывая,что получает он наверняка совсем немного, а взобраться на гору Фансипан, особенно за день - занятие не для слабых духом и телом, согласен с ним полностью. Я в конце хотел ему чаевых оставить, но понимал, что и так весь в долгах буду, когда вернусь. К сожалению, так и оказалось.

Ещё Чин спросил, женат ли я, и есть ли дети. Я сказал, что моя девушка ещё молодая для детей, всего 21, а он в ответ - сказал, что женат, и женился в 16 (а вот есть ли у него самого ребёнок, я запамятовал, по-моему есть).

Интар и пёс Фансипан

Надо сказать, что до первого лагеря с нами шёл щенок, которого я, за незнанием настоящей клички, нарёк Фансипаном. Шли мы, кстати, в темпе 20/5, то есть 20 минут идём, 5 отдыхаем. Это предложил Интар. Мне понравилось, нельзя халявить и тормозить. Вот бы ещё для велика такое использовать, было бы совсем славно. Щенок, кстати, дошёл с нами аж до первого лагеря. Чин сказал, что день тому назад псина наоборот, дошла до старта от базового лагеря. Я собачке помогал, ведь иногда стволы деревьев так велики, что их низкорослому Фансику не перелезть. Хотя через некоторое время он находил путь в обход, я всё равно помогал, и ещё умудрялся фоткать, что непросто, учитывая, что шли мы споро, а путь трудный.

Чин и Фансик отдыхают

Это Чин пока с палкой, он её скорее для красоты несёт, потому что она ему не нужна. Обратите внимание, он ещё и в сапогах, и почти не тащит воды и еды.

В первом лагере (он недалеко) можно купить водички, как и везде во Вьетнаме

Аутентичная горная корова

Так выглядит подъём

Я всё-таки решил обрабатывать фото, но умеренно

Мне сказали, что это называется траверс

Вечный Вьетнамский туман

Бамбуковые перила

На самом деле, конечно, перила не бамбуковые, а бетонные. Просто в качестве опалубки был использован бамбук, поэтому форма такая интересная, с колечками. Перила прочные, внутри арматура, сломанные видел очень редко.

Перила во многих местах, но во многих других их нет

Подъём чередуется со спуском

Виды захватывающие, даже в тумане

Красота

Есть местами и стальные лестницы, в дождь очень скользкие

Невероятно это выглядит

Немало и цветов, хотя сезон цветения уже прошёл

Ближе к вершине Фансипана растёт только карликовый бамбук

Базовый лагерь, где ночуют. До вершины недалеко, часа два быстрым шагом

В палатке еда

И грязно

Цветочки кругом

И бамбук

Треккинговые ботинки RaN Cedar, несколько я понял - китайские

Ботинки я купил в предыдущий вечер, после тестирования местного вина. Они меня просто спасли - без опыта восхождений и без нормальных ботов я бы точно переломал ноги. Подробнее про одежду и обувь во Вьетнаме будет в отдельном посте.

Ещё цветочки

Туристы, коих на тропках Фансипана хватает

Все встреченные туристы были значительно поражены нашим скоростным забегом на Фансипан за один день. Скажу вам по секрету, есть чему удивляться. Почти никто из моих друзей и знакомых, кроме людей явно состоящих в туристических клубах, такой финт выкинуть не смог бы.  Чин сказал, что таких энтузиастов за год бывает лишь человек 20. Есть чем гордиться, и не зря я тренировался каждый день. Сейчас, правда, по разным причинам сдал позиции, но всё равно постараюсь продолжать.

Местами вместо перил и лестниц - специально сломанные стебли бамбука, удобно

Крутенько

Когда мы уже были близко к вершине, начался дождь, после спуска перешедший почти в ливень. Почва под ногами размокла, лестницы стали скользить, а мне в очках и вовсе ничего не видно. Сложность и опасность спуска возросли двукратно.

Это я забрёл в палатку к местным, а они там птичку жарили

Жители палатки в базовом лагере безвозмездно налили мне кипяточку, плюс я погрелся у огня, обсудил насущные проблемы (насколько позволили скиллы Чина в качестве переводчика). Рассказал про Латвию, нашу жизнь - всегда старался это делать, чтобы не быть совсем уж туповатым европейским туристом, который только и делает, что на папуасов дивится. Треккинговые палки, кстати, не выдержали мучений: одна благополучно треснула и развалилась чуть позже. К счастью, уже на дороге вниз. В конце мы шли уже в сумерках, ещё бы час - пришлось бы в темноте пилить, что не радует.

Туристический ланч-пакет из спортивного магазина Латвии

Корни, слякоть и грязь - милое сочетание

Сказочная панорама, и таинственная из-за тумана

Местные скачут по горам в сандалях, но тоже за день предпочитают не ходить на самый верх

Спуск

Я бы не сказал, что это можно назвать лестницей - ступени все перекошены, и скользит

Эта получше, но тоже скользит

Покорение вершины

Для Чина на верхушке Фансипана ужасно холодно - а по-нашему это просто как прохладный весенний денёк, вряд ли даже меньше 10 градусов. Зря я поверил, и тащил с собой флиску всю дорогу. На вершине мы не задерживались, тем более видно ничего не было, да и дождь шёл.  В любом случае, мне очень понравилось, и я сто процентов пойду ещё много раз, были бы горы, да товарищи. Хотя можно и одному, разве что опаснее. При этом альпинизм со снаряжением меня совсем не привлекает, нравится ходить просто так.

Если кто куда поедет, пишите письма, я всегда за.